Поисковая деятельность        28 февраля 2017        646         0

Экспедиция по подъему останков экипажа самолета Пе-2 в Демянском районе Новгородской области

16 ноя6ря 2016 горда на границе Тверской и Новгородской областей, Российское Военно-Историческое общество (РВИО) провело цикл экспедиций по поиску места падения самолета Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева. В ней принимал участие экспедиционный центр РВИО, местные поисковые отряды и волонтеры. Цель экспедиций – сохранение преемственности и возвращение имен летчиков, пропавших без вести в период Великой Отечественной войны. За год Ленинградской, Тверской и Новгородской области удалось установить места падения 10 Советских самолетов и имена всех членов экипажей.

В работах принимали участие поисковики отрядов «Находка», «Березка», «Северо-Западный фронт» и «Гвардия» экспедиции «Долина», а также сын прославленного лётчика и руководитель фонда Маресьева — Виктор Маресьев.

Обломки самолета были найдены еще зимой в ходе  поисковой разведки. Место падения представляло собой старую делянку, на которой на поверхности лежало одно шасси и подмоторная рама. Делянку на этом месте сначала бульдозером разровняли, а потом ещё и распахали под посадку елей. Машина сильно растащена. Искали обломки долго. Но удача была на стороне поисковиков. Они случайно наткнулись на торчащий из снега профиль от крыла. Чуть в стороне лежал вал разобранного редуктора, а на нём нашлось заветное колечко с заводским № 12-320

Рассказывает Руководитель Департамента поисковой и реконструкторской работы РВИО Сергей Мачинский:

«Мы находимся в окрестностях болота «Невий Мох».  Из воспоминаний ветеранов мы знаем, что Болото Невий Мох — это около 100 километров чистого пространства, куда тянули все пилоты для того, чтобы посадить самолет на вынужденную. Самая крупная сохранившееся деталь найденного самолета — это основной силовой элемент крыла – лонжерон, подмоторная рама и стойка шасси. Вы видите, что стойка закрыта, значит летчик не выпускал шасси. Из воспоминаний ветеранов, мы знаем, что часто гибли стрелки. Их пытались уничтожить первыми, и командиры всегда пытались посадить самолет, не покидали, до последнего машину, потому, что судьба стрелка не известна, может быть он жив и ранен. И поэтому тянули на вынужденную, чтобы спасти человека если она все-таки ранен. И скорей всего здесь произошло тоже самое, потому, что все три замка пристяжной системы закрыты, ни один из них не пытался машину покинуть, хотя мог бы, наверно, это сделать.  И судьбу они себе выбрали одну, ценой своей жизни, спасти товарища. Вернуть судьбу одного человека это уже живешь не зря, а мы, в этом году, вернули 14. Возвращая эти имена мы же не просто возвращаем имена каких то людей , каким то другим людям, история любой войны, это история судеб человеческих, она написана кровью и возвращая эти судьбы мы возвращаем историю для страны – вот это, наверное, главное.»

Командир поискового отряда «Находка» Александр Морзунов рассказал:

«поисковики определили, что самолет Пе-2 № 15/08 с двигателями В12-320 и В12-318 из состава 260-го бомбардировочного авиаполка не вернулся с боевого задания 21 августа 1941 года. Новгородский поисковик Игорь Кун установил состав экипажа:

— Летчик, старший лейтенант, Ахалашвили Николай Георгиевич (Григорьевич), 1908 г.р.,

— Штурман, старший лейтенант Троценко Тихон Никифорович, 1908 г.р.,

— Воздушный стрелок-радист, старший сержант Божков Степан Сергеевич, 1917 г.р.

В 2016 году это завершающая экспедиция в рамках проекта, посвященного 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Алексея Маресьева и памяти Героя России Олега Пешкова. Всего Обществом было организовано и проведено 8 экспедиций и обнаружено 10 самолетов, установлены имена всех членов экипажей, родственники почти всех пилотов извещены о судьбах героев, обстоятельствах их гибели и месте захоронения.

Для справки

Бомбардировщик ПЕ-2

Бомбардировщик ПЕ-2

Пе-2 – самый массовый пикирующий бомбардировщик производства СССР времен Великой Отечественной войны. Созданный на основе опытного двухмоторного высотного истребителя «100», Пе-2 совершил первый полёт 22 декабря 1939 года и начал выпускаться серийно в конце 1940 года. Пе-2 начал поступать в военные части в 1941 году, активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны и до её конца, а также в боях с Японией. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.