Поисковая деятельность        28 февраля 2017        585         0

Экспедиция по подъему останков экипажа самолета Пе-2 в Демянском районе Новгородской области

16 ноя6ря 2016 горда на границе Тверской и Новгородской областей, Российское Военно-Историческое общество (РВИО) провело цикл экспедиций по поиску места падения самолета Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева. В ней принимал участие экспедиционный центр РВИО, местные поисковые отряды и волонтеры. Цель экспедиций – сохранение преемственности и возвращение имен летчиков, пропавших без вести в период Великой Отечественной войны. За год Ленинградской, Тверской и Новгородской области удалось установить места падения 10 Советских самолетов и имена всех членов экипажей.

В работах принимали участие поисковики отрядов «Находка», «Березка», «Северо-Западный фронт» и «Гвардия» экспедиции «Долина», а также сын прославленного лётчика и руководитель фонда Маресьева — Виктор Маресьев.

Обломки самолета были найдены еще зимой в ходе  поисковой разведки. Место падения представляло собой старую делянку, на которой на поверхности лежало одно шасси и подмоторная рама. Делянку на этом месте сначала бульдозером разровняли, а потом ещё и распахали под посадку елей. Машина сильно растащена. Искали обломки долго. Но удача была на стороне поисковиков. Они случайно наткнулись на торчащий из снега профиль от крыла. Чуть в стороне лежал вал разобранного редуктора, а на нём нашлось заветное колечко с заводским № 12-320

Рассказывает Руководитель Департамента поисковой и реконструкторской работы РВИО Сергей Мачинский:

«Мы находимся в окрестностях болота «Невий Мох».  Из воспоминаний ветеранов мы знаем, что Болото Невий Мох — это около 100 километров чистого пространства, куда тянули все пилоты для того, чтобы посадить самолет на вынужденную. Самая крупная сохранившееся деталь найденного самолета — это основной силовой элемент крыла – лонжерон, подмоторная рама и стойка шасси. Вы видите, что стойка закрыта, значит летчик не выпускал шасси. Из воспоминаний ветеранов, мы знаем, что часто гибли стрелки. Их пытались уничтожить первыми, и командиры всегда пытались посадить самолет, не покидали, до последнего машину, потому, что судьба стрелка не известна, может быть он жив и ранен. И поэтому тянули на вынужденную, чтобы спасти человека если она все-таки ранен. И скорей всего здесь произошло тоже самое, потому, что все три замка пристяжной системы закрыты, ни один из них не пытался машину покинуть, хотя мог бы, наверно, это сделать.  И судьбу они себе выбрали одну, ценой своей жизни, спасти товарища. Вернуть судьбу одного человека это уже живешь не зря, а мы, в этом году, вернули 14. Возвращая эти имена мы же не просто возвращаем имена каких то людей , каким то другим людям, история любой войны, это история судеб человеческих, она написана кровью и возвращая эти судьбы мы возвращаем историю для страны – вот это, наверное, главное.»

Командир поискового отряда «Находка» Александр Морзунов рассказал:

«поисковики определили, что самолет Пе-2 № 15/08 с двигателями В12-320 и В12-318 из состава 260-го бомбардировочного авиаполка не вернулся с боевого задания 21 августа 1941 года. Новгородский поисковик Игорь Кун установил состав экипажа:

— Летчик, старший лейтенант, Ахалашвили Николай Георгиевич (Григорьевич), 1908 г.р.,

— Штурман, старший лейтенант Троценко Тихон Никифорович, 1908 г.р.,

— Воздушный стрелок-радист, старший сержант Божков Степан Сергеевич, 1917 г.р.

В 2016 году это завершающая экспедиция в рамках проекта, посвященного 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Алексея Маресьева и памяти Героя России Олега Пешкова. Всего Обществом было организовано и проведено 8 экспедиций и обнаружено 10 самолетов, установлены имена всех членов экипажей, родственники почти всех пилотов извещены о судьбах героев, обстоятельствах их гибели и месте захоронения.

Для справки

Бомбардировщик ПЕ-2

Бомбардировщик ПЕ-2

Пе-2 – самый массовый пикирующий бомбардировщик производства СССР времен Великой Отечественной войны. Созданный на основе опытного двухмоторного высотного истребителя «100», Пе-2 совершил первый полёт 22 декабря 1939 года и начал выпускаться серийно в конце 1940 года. Пе-2 начал поступать в военные части в 1941 году, активно применялся в частях фронтовой и морской авиации с первых дней Великой Отечественной войны и до её конца, а также в боях с Японией. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот день в 1943 г.
Полезные сайты
Общественный банк данных "Мемориал" Поисковое движение России
Бессмертный полк Память народа
Блокада Ленинграда Эвакуация Календарь Победы
Архив Министерства оборны Министерство обороны РФ
Подвиг народа Поиск солдата
Саксонские материлы Российское военно-историческое общество
Место памяти Пермский госархив новейшей истории